Лиска (lisca) wrote,
Лиска
lisca

Обряд, ритуал, любовь и смерть. Египетская "Книга мёртвых"

«Книга мёртвых» – сомнительный памятник Древнего Египта, поскольку упоминается в записях времён I династии уже как древняя. Тогда и письменности как таковой толком ещё не было.
Со временем содержание «Книги мёртвых» искажалось. Это происходило, потому что рубашка египетской орфографии очень узкая, и многие иероглифы Древнего Царства были непонятны фараонам Среднего Царства. Значения иероглифов и их семантическое поле со временем менялись, что приводило к огромному количеству ошибок и искажений. Так в одной из виньеток вместо жука-долгоносика появилась свинья, животное далеко не популярное в Египте. Кроме того, сакральные книги становились также жертвами политики и борьбы за власть. Например, в результате такой борьбы мы ничего не знаем о правлении VI – X династий. С XI – XII династий снова появился интерес к «Книге мёртвых», но к тому времени, как уже говорилось, изменилось в языке многое.
Существует три списка «Книги мёртвых»:
1) Гелиопольская (III – V династия) представляет собой сборник текстов пирамид и саркофагов;
2) Фиванская (XVIII династия) – пожалуй, самая достоверная из всех. Основу её составил папирус Ну. При Рамесидах (в частности при Рамзесе II) в «Книге» появляются виньетки;
3) периода правления XXVI династии Птолемеев – в этот период «Книга мёртвых» вырождается в клочки папируса с заклинаниями (помещались обычно возле гениталий покойного).
В XIX в. снова возник интерес к египетской обрядовости и к «Книге». Это связано с тем, что учёные наконец могли переводить египетские тексты. К сожалению, множество интерполяций (вставок, переделок) сделали «Книгу» почти нечитаемой. Тем не менее она издаётся практически на всех европейских языках. Наиболее авторитетны немецкие издания, хотя англичанин Уоллес Бадж также отлично издал «Книгу мёртвых» (в 1904 г. она появилась для широкой продажи). К сожалению, его комментарии и наблюдения оказались скупы, невразумительны и бесполезны.
Развитие любого иероглифического языка представляет собой следующую цепочку: неолитическое рисуночное письмо (пиктография; знаки понятны, но не читаемы) – смешанное письмо (рисунки-иероглифы уже читаемы) – классическая иероглифика. Интересная особенность египетской истории языка в том, что существует огромное количество пиктографических и иероглифических памятников письменности, но между ними крохотная прослойка памятников смешанного письма. Такой невероятно быстрый переход до сих пор не имеет объяснения. Бадж апеллирует к появления в Египте некого азиатского народа, ассимилировавшего египтян, но никаких доказательств и версий не приводит.
Изначально у египтян существовало два типа похоронного обряда:
1) Ингумация (захоронение в земле):
- в эмбриональной позе, на левом боку, головой на юг (юг для египтян находился там, где для европейцев – север);
- расчленённый труп: голова отдельно на постаменте, руки и ноги отдельно, туловище разрублено на несколько частей. Возможно, это делалось для того, чтобы мёртвый не вторгался в жизнь живых.
2) Кремация с последующим захоронением останков (также в расчленённом виде).
Уже тогда были попытки сохранить человечское тело от разложения, для чего уложенносго в эмбриональную позу покойника заворачивали в шкуру быка либо антилопы.
Позже появилась практика мумификации, для чего из тела извлекались все внутренние органы, кроме почек. Они помещались в четыре канопы (Тот, Анубис, Гор и портрет человека), сердце же бальзамировалось и вкладывалось обратно. Мозг извлекался специальными крючками через ноздри и вместе с другой «мелочью» также помещался в мешочек и в специальный сосуд. После этого полые артерии и вены напомнялись смолой. Тело на 70 дней погружали в щёлочь, после чего ещё раз подвергали обработке смолой и пеленали.
Процесс мумификации связан был с особым ритуалом. Сначала жрец Анубиса намечал линию разреза, потом жрец Сета делал разрех, а после остальные как будто распознавали жреца Сета, служителя злого божества, изгоняли его и делали всё сами.
Появление новых типов захоронений Бадж связывает, как уже говорилось выше, с приходом азиатского племени. Теперь это кирпичные постройки. Кстати, изобретение кирпича – дело рук шумерской цивилизации. В дальнейшем, однако, египтяне предпочтут строить гробницы на века – из камня.
«Книга мёртвых», написанная, как считали египтяне, Тотом, говорит о том, что человек состоит из субстанций.
1. Чад(т) – тело.
2. Ка – двойник человека, который остаётся в горизонтальном пространстве, там же, где тело человека.
Ка мог быть виден в дождь, туман или в сумерках. Он иногда мог кушать, поэтому для Ка оставляли немного еды. И существовало даже специальное заклинание, чтобы Ка не побирался на помойках и не питался отбросами. Вместилищем Ка являлась любая портретная скульптура, поэтому богатые люди могли себе позволить несколько гробниц – чтобы их Ка путешествовал.
По убеждению древних египтян вообще любой предмет на земле обладал Ка, человек мог иметь несколько Ка, а боги – тысячи.
3. Саху (происходит из Чад) – новое тело, в котором человек будет пребывать в Секет Ару (загробный мир, где человек пребывает в физической оболочке, египетский рай).
4. Ба – по Баджу, душа сердца (изображалась как сокол с головой человека). Она соединяла с Ра на небесах.
У египтян сложное понятие Ба. Например: кошка – ба богини Басты, Баста – ба богини Исиды, Исида – ба бога Ра, бог Ра – ба бога Тему (бог ночного солнца, то есть до разделения дня и ночи, света и тьмы).
Это лишний раз подтверждает абсолютный синкретизм египетского культа.
5. Аб – по Баджу, сердце человека. Другие исследователи называют это Анх ( , в папирусе Ани – изображение в профиль с опахалом).
Одно из заклинаний «Книги мёртвых» было обращено к похитителям сердец, которые, видимо, существовали. Ведь без Аб невозможно было выступление на суде, когда покойный в присутствии 42 богов (кстати, интересно, что в незапамятные времена Египет населяли 42 племени) даёт отчёт о прожитой жизни. Он обращается к каждому богу с отрицанием, что есть говорит, чего он не делал в своей жизни.
6. Кхаибит – тень человека.
Именно кхаибит даёт показания на суде. Тот в образе ибиса записывает всё как секретарь, Тот в образе павиана следит за всем, а Анубис следит за весами. На одной чаше весов лежит перо истины, на другой – сердце человека. Если сердце оказывается тяжёлом, то человеку открывается дорога в Секет Ару, если сердце слишком легковесно, то Анубис кидает его на съедение чудовищу с головой крокодила и телом льва. Сама же тень растерзывается и низвергается в огненное озеро.
Интересно, что на суде представлены Аб и Ба – две женщины, одна из которых (обнажённая) олицетворяет истинное, а другая (пышно одетая) – суетное, мирское, приходящее.
7. Кху – душа души. Это неуничтожимая субстанция.
Можно назвать также ещё несколько субстанций, например, Рен – имя человека. Уничтожение этой субстанции принесёт неудобства и страдания человеку (в мире живых и мире мёртвых). В своё время по тем или иным причинам было велено уничтожить имена Эхнатона и Нефертити везде, где они встречались. А если выжечь человеку на пятках его имя, то при каждом шаге Рен будет попрано и это должно приносить невыносимые муки.

Записано со слов Дежурова А.С.

Это вам воскресный подарок. :)
Tags: интересное, культура, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments