Лиска (lisca) wrote,
Лиска
lisca

Category:

Эдвард Мунк. Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Выставка Эдварда Мунка в Третьяковской галерее (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок д.12) стала своеобразным толчком для меня. Я давно уже только ныла, что никуда не выбираюсь, что хочется посмотреть то, сё, пятое, десятое. А здесь Мунк. Талантливейший, тяжёлый, сильный. Многие творчество Мунка не понимают, ещё больше не хотят понимать, потому что многие его картины вызывают отвращение, страх, стыд - неприятные чувства и эмоции. По убеждению же многих, искусство должно нести позитив.
Очень рекомендую заранее выбрать день и купить электронный билет, по которому вы спокойно пройдёте без очереди, ибо живая очередь внушительная и движется медленно.

IMG_20190418_141048.jpg

Экспозиция расположилась на двух этажах. Стоит, как и рекомендуется, начать осмотр со второго этажа. Всего экспозиция представлена в четырёх залах: зал с фотографиями, где много селфи художника, зал с основной экспозицией, зал с портретами и пейзажами и зал с гравюрами, литографиями - с графикой: Мунк стал одним из первых авторов, массово тиражировавших свои работы.
Я начала с "зала графики" (второй этаж).

Тема болезней и смерти преследовала Мунка с детства - со смерти матери. Потом умерла сестра. Сам Мунк не отличался крепким здоровьем и, очевидно, в иные моменты жизни боялся последовать за ними. Отсюда, по-моему, столь пристальное внимание к теме угасания и ухода. Больные девочки, изображённые Мунком, совсем не похожи на девочек. Болезнь и близость смерти заставляет ребёнка взрослеть раньше срока. На первом рисунке художник сумел мастерски поймать тот самый "взгляд в вечность", взгляд человека, стоящего на пороге смерти. На втором рисунке мы видим почти старуху с запавшими глазами и заострившимися чертами лица.

IMG_20190418_143412.jpg

IMG_20190418_143332.jpg

Автопортрет художника. Надо сказать, Эдвард Мунк был весьма привлекательным и харизматичным мужчиной, который, если б не сложный несколько мрачный характер, пользовался бы большой популярностью у прекрасного пола.

IMG_20190418_142912.jpg

Литография знаковой картины художника. Одной из самых узнаваемых в мире.

IMG_20190418_143627.jpg

А это литография картины "Вампир". Ниже будет оригинал. На мой вкус, литография прекрасно подошла бы для иллюстрирования книг - она нейтральна, тогда как картина оставляет невероятные, яркие впечатления.

IMG_20190418_143948.jpg

Как только в литографии или гравюре Мунка появляется цвет, изображение начинает играть с психикой зрителя. Мунк добавляет не больше трёх цветов, потому что цвет, скорее, призван раскрыть картину, а здесь художнику важно передать идею.
Взять, к примеру, "Влечение". Какая аллегоричная, при этом удивительно точная визуализация чувства. Здесь и притяжение, и страсть, и "омут зрачков", утрированный до бездонных провалов глаз, и извилистый путь, и тёмный тоннель, полный неизвестности. Даже огненные волосы девушки будто стремятся охватить, обнять, окутать. У изображённых здесь людей нет ртов, потому что им не нужно слов, у них есть всё, что нужно, - влечение.

IMG_20190418_144130.jpg

Особенно интересно мне было смотреть на работы, созданные Мунком по одному сюжету. "Незначительное" отличие в деталях разительным образом меняло восприятие картинки. Смотрите сами. Насколько разная эмоциональная нагрузка, насколько разные чувства вызывают левое и правое изображение.

IMG_20190418_143900.jpg

IMG_20190418_144101.jpg

IMG_20190418_144821.jpg

IMG_20190418_144623.jpg

Возлюбленная Мунка - Ева Мудоччи. Почти иконография. Взгляд, поворот головы. Образ, будто заключённый в кокон. В этом портрете как будто заключено преклонение художника перед Женщиной.

IMG_20190418_144530.jpg

Именно образ Евы Мудоччи, по моему мнению, лёг в основу созданной Мунком "Мадонны". Лично для меня эта работа перекликается с классическим образом Santa Muerte, и чувство это усиливается скелетообразной фигурой в нижнем углу, а также контрастом чёрного и красного цветов.

IMG_20190418_144152.jpg

Основная экспозиция - картины. Вот знаменитый "Поцелуй". Фигуры и лица сливаются, как сливаются влюблённые в поцелуе. И пространство укутывает их, ограждая от всего мира в момент единения тел и душ. Доминируют сдержанные и тёплые тона.

IMG_20190418_145122.jpg

И здесь же рядом "Убийца" с ядовито-зелёными и жёлтыми акцентами. Безликий, с руками, будто испачканными кровью. Фотография не способна передать то гнетущее чувство, что навевает картина. Отвращение, брезгливость. Мир стоит, мир не содрогается, пока по дороге разгуливает убийца. И только болезненно-жёлтые и болотно-зелёные цвета намекают на то, что мир чем-то смертельно болен. Красноватая линия вызывает ассоциации с ручейком крови, бегущим вдаль - позади шагающего убийцы.

IMG_20190418_145243.jpg

Картина "Амур и Психея" интересна прежде всего своей колористикой и тем, какую технику мазков использовал Мунк, изображая Амура. Перед нами не классическое античное божество, нет, - Амур более напоминает пришельца или новый вид человека. Некто из совсем другой реальности. И какие интересные позы: она - почти безучастно замерла, как будто ждёт слова или действия; он - чуть наклонился вперёд, но не для поцелуя, он рассматривает её, ему - любопытно.

IMG_20190418_145210.jpg

Картина "Глаза в глаза" несколько напоминает "Влечение". Но если во "Влечении" читалось нечто тёмное и запретное, сгущались краски, то здесь Мунк создал совсем иной контекст. Дом, дерево и двое, молча глядящих друг другу в глаза. Их руки соединены, и вновь даже волосы женщины будто бы тянутся к любимому. Одинокий цветок, возможно, является аллегорией отсутствующего на картине ребёнка. И мне показалось, что "Глаза в глаза" - это метафора настоящего семейного счастья.

IMG_20190418_145706.jpg

"Смерть Марата". В этой картине наибольший интерес вызывает положение тела убиенного, до боли напоминающее положение распятого. И если уж не Иисуса Христа, то возможно, какого-то другого мученика. Любопытно также, как меняется цветовая гамма от светлой, где изображён Марат, к тёмной и пугающей - с его убийцей.

IMG_20190418_145449.jpg

"Вампир", оригинал. К сожалению, фото опять же не способно передать весь пугающий магнетизм картины, наполненной какой-то первобытной тьмой, отталкивающей и влекущей одновременно. Посмотрите на белизну и нежность кожи женщины, на аппетитную линию плеч - почти осязаемая мягкость тела. И так любимые художником рыжие волосы. Обладательницам огненной гривы во все времена приписывались или определённые черты характера, или магические способности, или даже связь с Люцефером. Мунк вообще виртуозно обращался с оттенками красного и оранжевого, расставляя нужные ему акценты с хирургической точностью.

IMG_20190418_145728.jpg

"Меланхолия". Одна из хрестоматийных картин Мунка не произвела на меня неизгладимого впечатления. На мой взгляд, литографии за счёт чёрно-белого исполнения выглядят более мрачными и лучше передают чувство одиночества, безысходности, отрешённости.

IMG_20190418_150136.jpg

А вот "Голгофа" вызывает сильные эмоции. И первая среди них - отвращение. Улыбающиеся лица на переднем плане и лица скорбящие разделены бесстрастной "физиономией" самого художника, намекающего на беспристрастный взгляд свидетеля происходящих событий. От зубоскальства и злорадства хочется бежать без оглядки. За двадцать веков ничего не изменилось.

IMG_20190418_150305.jpg

"Танец жизни" - картина не очень-то жизнеутверждающая. Восход, зенит и закат. И никого, ни одну из танцующих пока юных дев, не минует чаша сия. Это подчёркивает и колористика: белое, красное, чёрное с бордовым платья - и даже детали пейзажа: под ногами юной девушки высокая сочная трава, далее растущее расцветающее дерево - как символ превращения девушки в женщину, и короткие травинки, будто скошенные - под ногами у грустной пожилой дамы.

IMG_20190418_150222.jpg

И снова тема смерти у Мунка. "Смерть в комнате больного". Единственный персонаж в цветной одежде и с лицом - кто она? Смерть с человеческим лицом. Милосердная, освобождающая, с добрыми честными глазами. Именно такой художник представляет её миру.

IMG_20190418_150427.jpg

Эти две картины с изображением купающихся девочек и купающихся мальчиков мне понравились прежде всего тем, как тонко переданы гендерные поведенческие особенности в таком, казалось бы, обыденном ритуале, как купание. Грация и лёгкое стеснение девчонок, их невинное озорство; расслабленность и раскрепощение мальчишек. Здесь в том числе и совершенно разное восприятие собственного тела.

IMG_20190418_150913.jpg

Знаменитый "Крик". О нём можно прочитать массу статей, в которых собрана вся известная информация о картине, и я не буду повторяться.
Скажу лишь, что эту картину нужно просто один раз увидеть своими глазами. Ни одна фотография из интернета или каталога не сравнится с живым полотном. "Крик" оставляет ощущение, будто ты оказался в какой-то другой реальности. Или просто по ту сторону реальности. Обратите внимание: фигуры на заднем плане какие-то бестелесные, они сливаются с ограждением, будто призраки, которым нет преград в материальном мире. А может, астральные проекции. Марсианский закат, доминирование синего цвета в картине, стирание границ между материальным и потусторонним, искажённое нечеловеческим ужасом нечеловеческое лицо... От "Крика" очень сложно отойти - и в прямом, и в переносном смысле.

IMG_20190418_150550.jpg

"Метаболизм. Жизнь и смерть" - картина, которая открывает и закрывает экспозицию в зале, посвящённом циклу жизни.
Классический мотив "Адама и Евы" у Древа Жизни. С небольшой "поправкой на ветер", пойманный Мунком в творческие паруса. Черепа в корнях дерева даже не намекают, а преподносят как аксиому: жизнь без смерти невозможна, смерть - это жизнь, жизнь - это смерть. Перерождение - это не переселение душ, это возможность дать жизнь другому, это перетекание жизненных соков, энергии из мёртвого тела. Извините за попсовость ассоциации, но вспомнилось: "Красная, красная кровь Через час уже просто земля, Через два на ней цветы и трава, Через три она снова жива"...

IMG_20190418_151735.jpg

Среди бесконечных селфи Мунка я выделила эту "открытку". Эдвард Мунк славился тем, что любил от руки дорисовывать детали на фотографиях и отправлять эти полуфотографические-полухудожественные произведения друзьям.

IMG_20190418_151432.jpg

Заключительным для меня стал зал с портретами и пейзажами.
"Автопортрет с бутылками". Одно время у Мунка были серьёзные проблемы с алкоголем, и он даже лечился от зависимости. Я выделила этот автопортрет из ряда других из-за его необычной цветовой гаммы. Он очень светлый и даже позитивный. Ощущение, что Мунк никак не может определиться с тем, что бы ему выпить, но уже в предвкушении. Стол с бутылками выглядит весьма аппетитно.

IMG_20190418_151942.jpg

А вот и портрет доктора Якобсона, в клинике которого художник лечился от алкоголизма. Уверенная поза, обилие яркого жёлтого и красного, - Мунк изобразил яркую, харизматичную личность, талантливую и способную заражать идеями.

IMG_20190418_153503.jpg

Три обнажённые натурщицы, три характера, три типа женских фигур, три разные техники написания. Интересно смотреть на них одновременно, чувствуя разницу во всём. Лично мне больше импонирует последняя картина - женственность, чувственность.

IMG_20190418_153145.jpg

Совершенно невозможно обойти вниманием пейзажи Мунка. Не зря организаторы выставки завершили ими экспозицию: яркие и жизнеутверждающие, они снимают напряжение и гнетущее ощущение, овладевающее после знакомства с мрачной частью твочества Мунка.
В пейзажах совсем иная колористика. Художник совсем иначе использует и свой любимый красный, и жёлтые и зелёные оттенки. Картины наполняются жизнью, светятся изнутри. Мягкое сияние звёзд, ветер, гуляющий среди крон, волны, ползущие по камням, тёплые лучи весеннего солнца...

IMG_20190418_152540.jpg

IMG_20190418_152509.jpg

IMG_20190418_152827.jpg

IMG_20190418_152911.jpg

IMG_20190418_152656.jpg

IMG_20190418_153009.jpg

... и само "Солнце". Я влюбилась в эту картину сразу и, наверное, навсегда. У меня даже нет слов, чтоб описать эмоции, которые пробуждает полотно. Оно абсолютно настоящее. Смотришь и непроизвольно щуришься, как будто есть необходимость прятать глаза от ослепляющих лучей. Мунк сумел не просто поселить солнце на холсте, но и сделал так, чтоб оно сияло.

IMG_20190418_152613.jpg

Мне очень хотелось рассказать о всех впечатлениях от выставки, поэтому я задержалась с "отчётом" на две недели. Фотографии действительно - лишь тень реальных работ. Даже если Эдвард Мунк - "не ваш" художник, увидеть его полотна всё-таки стоит. Возможно, он "не ваш" по репродукциям из интернета. Реальность несравнимо красочнее и сильнее.
Tags: интересное, искусство, культура, прогулки по Москве, рекомендую
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments